Родителям. Кризис трех лет

В 2-2,5 года здоровый малыш умеет очень многое. Он наконец-то научился ходить, бегать, он может спрашивать, просить, выражать свои желания. Новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов, пробуждают в нем жажду самостоятельности.
Именно в это время у детей начинает формироваться воля, способность к самоконтролю. Всем нам хочется, чтобы наш малыш вырос ответственным и само­стоятельным человеком. И мы можем помочь ему в этом, будучи любящими, заботливыми и эффектив­ными родителями.
Посмотрите, с каким удовольствием дети выполняют простые, доступные им поручения. С помощью взрослого они могут помочь выбрать товары в магазине, держать в руках небольшую сумму денег, помочь выгружать покупки.
Некоторые трехлетние могут самостоятельно пользоваться туалетом. Малыши обычно стремятся есть самостоятельно, иметь право голоса в выборе еды и одежды, любят, когда их привлекают к приготовлению пищи.
Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видео. Однако право решать, какие программы подходят ребенку, а какие нет, остается за родителями.
Самостоятельность маленьких детей имеет свои «плюсы» и «минусы». С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то точно известно, как при таком противо­стоянии поступать. Наиболее разумным и важным представляется делать то, что ближе Вам и что Вы уверенно сможете довести до конца.
Кризис трех лет – это, прежде всего, кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся, во что бы то ни стало, сохранить авторитарный тип взаимоотношений.
К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.
К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».
Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет:
Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком – сделать не так, как просят, а наоборот.
Негативизм отличается от непослушания.
При непослушании ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. При непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.
При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.
Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
Самостоятельность отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше.
С помощью родительской любви, энергии, хорошего знания особенностей развития ребенка родители могут помочь своему малышу научиться самоконтролю, умению соотносить внешние требования и внутренние желания и, как следствие, научить его самостоятельности.
Первое, что необходимо, это «безусловно» любить и принимать своего малыша. Это значит, что вам может не нравится его поступок или поведение, но его вы продолжаете любить, несмотря ни на что. Любви сложно научить с помощью советов. Этому, наверное, мы учимся у наших детей.
Советы, которые помогут развивать у ребенка самостоятельность, сохраняя необходимый родительский контроль:
  1. Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение.
  2. Давайте ему посильные поручения, которые не |превышают возможности малыша.
  3. Сначала покажите, сделайте вместе.
  4. В ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему ошибку и ободрить.
  5. В конфликтных ситуациях предоставляйте возможность выбора и старайтесь договориться.
  6. Приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что он чувствует.
  7. Как бы ни были необходимы запреты, применять их следует ограниченно. Мы добьемся большего, если в ответ на непослушание попытаемся переключить внимание ребенка на что-то другое.
  8. В процессе воспитания необходимо очертить рамки возможного, чтобы ребенок ясно представлял себе границы допустимого поведения.
Помните, вне зависимости от стиля воспитания, если ребенок растет в семье, где соблюдаются взаимные договоренности и интересы, но при этом каждый чувствует себя свободным, малыш обязательно постарается сохранить этот тип отношений, налаживая связи с другими людьми.
 
При необходимости Вы можете обратиться в учреждение здравоохранения «Могилевский областной лечебно-диагностический центр» и получить консультацию врача-психотерапевта или психолога.
Уточнить дополнительную информацию Вы можете по телефонам регистратуры: 8(0222) 29-44-01, +375-44-704-77-44 (А1); 8(0222) 29-44-00.
 
 
Психолог отдела репродуктивного здоровья
и планирования семьи                                                                    Е.В.Швед