
Каждый год ВОЗ выбирает тему (девиз) для дня, чтобы провести единую кампанию во всем мире. Тема Всемирного дня без табака 2025 года — «Разоблачим уловки манипуляторов!».
В этот раз кампания будет посвящена разоблачению тактики и приемов, которыми пользуются производители табачных и никотинсодержащих изделий для того, чтобы сделать свою вредную для здоровья продукцию привлекательной.
Почему выбрана именно эта тема?
На сегодняшний день одной из основных проблем с точки зрения общественного здравоохранения является привлекательность табачных, никотинсодержащих и аналогичных изделий, особенно для молодежи. Производители постоянно ищут все новые и новые способы сделать эти продукты привлекательными, например, добавляя в их состав ароматизаторы и другие добавки, которые меняют их запах, вкус или внешний вид. Эти добавки предназначены для маскировки резкого вкуса или запаха табака и повышение его вкусовой привлекательности, в первую очередь, для представителей молодого поколения. Производителями используется ряд других приемов и уловок:
гламурный маркетинг: элегантный дизайн изделий, яркие цвета и привлекательные вкусы намеренно используются для привлечения более молодой аудитории, в том числе посредством рекламы в цифровых медиа;
обманчивый дизайн: некоторые изделия имитируют сладости, конфеты и даже образы персонажей мультфильмов — все это естественным образом привлекает детей;
охлаждающие добавки и присадки: они позволяют сделать процесс употребления этих изделий более приятным, что повышает вероятность их дальнейшего употребления и снижает вероятность отказа от них.
Такая тактика может подталкивать к раннему началу курения или употребления никотинсодержащих изделий, что влечет за собой потенциальное развитие пожизненной зависимости с плачевными последствиями для здоровья. Повышая привлекательность этой продукции, производители не только расширяют непосредственную потребительскую базу, но и усложняют задачу по отказу от употребления этих изделий, в результате чего их вредное воздействие на организм потребителей продолжается.
Цели кампании, приуроченной ко Всемирному дню без табака 2025 году
Перед кампанией по случаю Всемирного дня без табака 2025 года поставлены следующие задачи:
повышение осведомленности. Информирование общественности о тактике и приемах, используемых производителями для повышения привлекательности табачных и никотинсодержащих изделий;
пропаганда изменения политики:
введение запрета на применение ароматизаторов и добавок, повышающих привлекательность этих изделий;
полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табака, в том числе на цифровых платформах;
меры регулирования, касающиеся дизайна изделий и их упаковки, направленные на снижение их привлекательности;
сокращение спроса. Разоблачение манипулятивных приемов, используемых производителями, направлено на снижение спроса на никотинсодержащие и табачные изделия, особенно среди молодежи, что позволит предотвратить неблагоприятные последствия потребления этой продукции.