
Стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка.
Причины, которые мешают родителям безусловно принимать ребенка.
Настрой на «воспитание» – дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на их базе.
Ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным.
Мечтали о мальчике, а родилась девочка.
Ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе.
Усиленный «воспитательный» настрой родителя.
Стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты.
Желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, «тяжесть бремени», которое приходится нести.
Потребность в любви удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Обнимайте ребенка несколько раз в день, говоря, что объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.
«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»
Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.
Придерживайтесь следующих правил:
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными»
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
Не критикуйте личность ребенка, говорите о поведении.
Придерживайтесь однозначных требований в отношении ребенка
Осуществляйте конструктивное руководство деятельностью ребенка, избегайте тотального контроля за ребенком.
Обсуждайте проблемы, интересуйтесь делами и успехами ребенка («Что хорошего произошло в твоей жизни сегодня?»), не давайте оценок.