
Всемирный день безопасности пациентов учрежден в мае 2019 года и отмечается 17 сентября. Основная его цель – обратить внимание мирового сообщества на улучшение качества оказания медицинской помощи, разработку методов, которые позволят снизить до минимума негативное влияние на здоровье пациентов.
Каждый год в преддверии Единого дня здоровья Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выбирает тему, которая станет лозунгом и призывом к действию на ближайшие 365 дней. В 2023 году в качестве признания центральной роли пациентов, их родственников и лиц, осуществляющих уход, в обеспечении эффективности лечебно-диагностического процесса Всемирный день безопасности пациентов посвящен теме «Повышение роли пациентов в безопасном оказании медицинской помощи».
Вовлечение пациентов и членов их семей является одной из основных стратегий по снижению риска осложнений и повышению безопасности в процессе медицинского обслуживания. При этом очень важно, чтобы пациенты становились активными партнерами медицинских специалистов при оказании им необходимой помощи.
Отношения между врачом и пациентом являются центральной частью здравоохранения и медицинской практики. Они должны строиться на доверии, уважении, общении и взаимопонимании, что позволяет обеспечить высокое качество медицинского обслуживания пациента и оптимальное функционирование врача. При этом доверительный аспект этих отношений должен быть взаимным: врач доверяет пациенту ту информацию, которая может иметь отношение к данному случаю, а пациент, в свою очередь, доверяет ему некоторые подробности своей жизни, понимая, что врач обязан уважать его частную жизнь и не разглашать эту информацию третьим лицам.
Имеются данные о том, что партнерские отношения с пациентами при оказании медицинской помощи позволяют значительно повысить показатели безопасности и удовлетворенности пациентов и существенно улучшить результаты лечебно-диагностического процесса.
Культура безопасности пациента
Для повышения уровня здоровья и эффективности лечебно-диагностических процедур, профилактики осложнений разработаны рекомендации для населения, так как каждый из нас является потенциальным пациентом.
Помните, что основа вашего здоровья и благополучия – это профилактика заболеваний, которая включает в себя целый спектр мероприятий: отказ от курения и злоупотребления алкоголем, поддержание нормального веса, правильное питание, двигательная активность, укрепление иммунной системы (достаточный сон, использование БАДов, в том числе витамина Д3, минералов), соблюдение правил гигиены.
Старайтесь своевременно обращаться за медицинской помощью, чтобы не упустить время и не перевести проблему в хроническую.
Чтобы позаботиться о своем здоровье, пройдите диспансеризацию.
Диспансеризация осуществляется с целью оценить состояние здоровья человека и факторы риска, заподозрить и выявить опасное заболевание на начальных стадиях, спрогнозировать развитие заболеваний в будущем, а также призвана стать поводом задуматься над важными для самого пациента вопросами: довольны ли вы состоянием своего здоровья, что в ваших силах, чтобы его улучшить, как вы можете изменить сегодня ваши привычки, чтобы завтра не иметь проблем со здоровьем?
Воспользуйтесь:
предварительной записью по телефонам;
предварительным заказом интернет-талона на сайте;
при посещении врача давайте полную и точную информацию о своем здоровье и о возникших проблемах – это важно для постановки правильного диагноза;
не стесняйтесь задавать вопросы, если вы пациент, чтобы получить больше информации о заболевании, ее причинах и течении, о профилактике осложнений и правильной тактике при возникающих проблемах;
информируйте медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья или здоровья подопечного при получении медицинской помощи;
узнайте мнение другого специалиста, если нужно иметь больше информации для принятия решения о своем здоровье, и не забудьте обсудить это с вашим лечащим врачом;
ведите себя вежливо и тактично. Помните, что грубое поведение может негативно сказаться на результатах лечения. Проведенные исследования показали, что у медицинских работников, которые сталкиваются с грубым поведением пациентов или их родственников, снижалась способность эффективно выполнять некоторые из своих более простых задач и процедур.