
Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.
Параметры воспитания, которые могут нарушаться:
Внимание и время, которое уделяют родители своим детям (уровень протекции). Выделяют два уровня протекции:
Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.
Гипопротекция – ребенок фактически лишен внимания родителей. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Степень удовлетворенности потребностей подростка. Здесь возможны два типа отклонения:
Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Родители ссылаются на «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что ребенок растет один, без отца, и др.
Игнорирование потребностей ребенка. Недостаточное стремление родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.
Количество требований к ребенку в семье:
Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования очень велики; непомерны, не соответствуют возможностям ребенка. На ребенка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). От ребенка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.
Недостаточность обязанностей Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
Чрезмерное количество требований-запретов. Перед ребенком ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.
Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.
Строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.
Устойчивые сочетания различных параметров воспитания представляют собой стиль воспитания.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Родители требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка.
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
потеря чувства собственного достоинства;
потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
потеря собственных желаний.
2 вариант – развитие деспотической личности:
ненависть к родителям;
решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
повышенная агрессивность и конфликтность.
Рекомендации:
Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
Старайтесь говорить доверительным тоном.
Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты родителями и ребенком.
Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям.
Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении.
Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке достоинства.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
К отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется отсутствие теплоты в отношении к ребенку.
При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.
Рекомендации:
Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом, вы покажите, насколько ребенок для вас важен.
Любите его и не бойтесь ему про это сказать.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)
Родитель позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
неспособность к близости и привязанности;
безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»);
отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
хамство и вседозволенность;
воровство, враньё, распущенность;
безответственность, не умение «держать слова».
Рекомендации:
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)
Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.
Для родителей характерны:
активно-положительное отношение к ребенку;
адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
умение прогнозировать развитие личности ребенка.
При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
высокая самооценка, самоконтроль;
умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки;
инициативность и целеустремленность;
умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими;
способность договариваться, находить компромиссные решения;
наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.