Профилактики суицидального риска

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь…
         Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они смотрят в будущее без надежды. Многих людей иногда преследует мысль о том, что жизнь бессмысленна и в ней нет никакой перспективы. И многих людей это толкает на то, чтобы сделать необратимый шаг в пустоту. Разного рода мысли могут подвести человека к грани, где разделяются жизнь и смерть…
Особенно эта опасность велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто «игра в суицид» заканчивается трагедией!
Наша задача – помочь подросткам выйти из суицидального кризиса и найти смысл и радость в жизни. Большинство из погибших не страдало никакими физическими заболеваниями, и спасти их было очень просто – вовремя обратить внимание и подсказать другой способ изменить свою жизнь. На самом деле, способов изменить свою жизнь всегда множество, но подростки с отсутствием собственного опыта просто не видят иного исхода.
В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. Существует система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних.
Её цель заключается в систематизации мер, предпринимаемых в учреждении образования, по профилактике самоубийств и предупреждению потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.
 
  1. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ
В данном направлении ключевыми мерами превенции самоубийств являются повышение квалификации педагогов школы, в компетенцию которых входят беседы с коллегами, родителями и учащимися о вопросах жизни и смерти, обучение их выявлению стрессовых состояний, признаков депрессии и суицидального поведения, повышение уровня их знаний о доступных видах психологической поддержки и других источниках помощи.
 
  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Важным направлением в системе профилактики суицидального риска у учащихся является работа с родителями.
Зачастую причинами самоубийства подростков становятся проблемы в семье (семейное неблагополучие в силу различных причин: развод родителей, смерть одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, семейные и детско-родительские конфликты и пр.).
Зачастую «конфликт отцов и детей», холодность и отчуждённость, равнодушие и безразличие во взаимоотношениях, отсутствие доверительного контакта и взаимопонимания между детьми и родителями приводят к тому, что подросток остаётся один на один со своими проблемами, и толкают его на путь саморазрушающего поведения.
Порой родители даже не догадываются и не задумываются о том, что даже незначительная, на их взгляд, конфликтная ситуация может стать суицидоопасной для ребёнка и особенно для подростка в силу его возрастных особенностей. Они недооценивают то, насколько значимыми являются для детей их помощь и поддержка.
  1. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Следующим, весьма значимым направлением системы профилактики суицидального риска среди учащихся является превентивная деятельность с самими учащимися.
По моему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.
 
Психолог                                                                              Н.С.Прохоренко